Православный календарь

Сегодня 6 мая 2021 г. ( 23 апреля ст.ст.), четверг.

Поста нет.

Вмч. Георгия Победоносца. Иверской иконы Божией Матери. Мц. царицы Александры. Мчч. Анатолия и Протолеона. Прп. Софии. Сщмч. Иоанна пресвитера.


Вход Господень в Иерусалим

25 апреля 2021 года в день празднования Входа Господня в Иерусалим настоятель Свято-Никольского храма совершил Божественную Литургию Иоанна Златоустого.  За Богослужением были прочитаны молитвы во время вредоносного поветрия коронавирусной инфекции. Во время молебна по традиции верующие освящают вербу. По окончании Богослужения настоятель поздравил всех прихожан с праздником.

На кануне праздника было совершено Всенощное Бдение, чин Литии с освящением хлебов, пшеницы, вина и елея.

Фото Вконтакте

Фото Одноклассники

Об­ра­тим­ся к еван­гель­ской ис­то­рии

Ран­няя вес­на 30 г. н. э. В Иеру­са­лим уже при­был во­ен­ный гу­бер­на­тор (про­ку­ра­тор, точ­нее – пре­фект) Иудеи Пон­тий Пи­лат, чтобы на­блю­дать за мя­теж­ны­ми под­дан­ны­ми. Ско­ро ев­рей­ская Пас­ха, и за шесть дней до нее Хри­стос на­прав­ля­ет­ся к го­род­ским во­ро­там, слов­но же­лая вос­сесть на при­над­ле­жа­щий Ему цар­ский пре­стол, впер­вые поз­во­ляя на­зы­вать се­бя Ца­рем. Это – по­след­няя по­пыт­ка об­ра­тить лю­дей от по­ли­ти­че­ских за­блуж­де­ний, ука­зав ис­тин­ный ха­рак­тер сво­е­го Цар­ства «не от ми­ра се­го». По­это­му под Иису­сом не бо­е­вой конь, но крот­кий осел, сим­во­ли­зи­ру­ю­щий мир. А лю­ди раз­ма­хи­ва­ют паль­мо­вы­ми вет­вя­ми и кри­чат осан­на! («спа­сай нас!»). Они ждут, что Он явит бо­же­ствен­ную си­лу, нена­вист­ные рим­ские ок­ку­пан­ты бу­дут уни­что­же­ны – и при­дет веч­ное Мес­си­ан­ское Цар­ство. Но Хри­стос не бу­дет ис­треб­лять рим­ские ле­ги­о­ны и из­ме­нять по­ли­ти­че­ское устрой­ство ми­ра. Это бес­смыс­лен­но, ес­ли нет об­нов­ле­ния нрав­ствен­но­го. По­доб­ные по­пыт­ки обо­ра­чи­ва­ют­ся еще боль­шей бе­дой.

Прой­дет че­ты­ре дня, и невер­ные уче­ни­ки в стра­хе раз­бе­гут­ся из ноч­но­го Геф­си­ман­ско­го са­да, оста­вив свя­зан­но­го Учи­те­ля в ру­ках стра­жи; а тол­па, ныне при­вет­ству­ю­щая Мес­сию вос­тор­жен­ны­ми кри­ка­ми, бу­дет в озлоб­ле­нии во­пить: «Рас­пни, рас­пни Его!» Он об­манет ее на­деж­ды...

Под­ра­жая совре­мен­ни­кам Хри­ста, мы то­же встре­ча­ем Его с зе­ле­ны­ми вет­вя­ми в ру­ках. Хри­сти­ане Во­сто­ка – с вет­вя­ми фини­ко­вых пальм, лав­ра, цве­та­ми. У жи­те­лей Се­ве­ра они по­не­во­ле за­ме­ня­ют­ся вер­ба­ми – пер­вы­ми зе­ле­не­ю­щи­ми де­ре­вья­ми. Они освя­ща­ют­ся в ка­нун празд­ни­ка, на Все­нощ­ном бде­нии, по­сле чте­ния Еван­ге­лия. В на­ро­де по­лу­чи­ли рас­про­стра­не­ние раз­лич­ные «верб­ные» обы­чаи и об­ря­ды: хра­нить освя­щен­ную в церк­ви вер­бу в те­че­ние го­да, укра­шать ей до­маш­ние ико­ны и ста­вить на под­окон­ни­ки, при­но­сить на мо­ги­лы род­ствен­ни­ков, окроп­лять верб­ной ки­стью, смо­чен­ной в свя­той во­де, до­маш­ний скот, есть верб­ную ка­шу, сва­рен­ную с ед­ва рас­пу­стив­ши­ми­ся поч­ка­ми ивы и ее се­реж­ка­ми. «И тех же верб сквоз­ные пру­тья, / И тех же бе­лых по­чек вздутья / И на окне, и на рас­пу­тье, / На ули­це и в ма­стер­ской...» (Б. Па­стер­нак). В по­след­нее вре­мя пра­во­слав­ный обы­чай при­хо­дить в хра­мы с вер­ба­ми на­блю­да­ет­ся у рос­сий­ских ка­то­ли­ков.

В Рос­сии XVII в. в этот день со­вер­шал­ся кра­соч­ный об­ряд «Ше­ствия на ос­ля­ти». Осо­бен­ным ве­ли­ко­ле­пи­ем он от­ли­чал­ся во вре­ме­на пат­ри­ар­ха Ни­ко­на (1652–1658) и ца­ря Алек­сея Ми­хай­ло­ви­ча. Ше­ствие на­чи­на­лось от Цар­ской пло­ща­ди у По­кров­ско­го (Ва­си­лия Бла­жен­но­го) со­бо­ра, в ко­то­ром пат­ри­арх и царь об­ла­ча­лись в ши­тые зо­ло­том и жем­чу­га­ми ри­зы. На Лоб­ном ме­сте про­ис­хо­ди­ла раз­да­ча вет­вей вер­бы и да­же на­сто­я­щих паль­мо­вых вет­вей, при­во­зив­ших­ся из Пер­сии. За­тем, по со­об­ще­нию го­стя из Кур­лян­дии Яко­ва Рей­тен­фель­са, «царь, пеш­ком, ве­дет ло­шадь (вме­сто ос­ла), на ко­то­рой си­дит пат­ри­арх, за крас­ный по­вод, в Кремль. Впе­ре­ди же всех едет по­воз­ка, ве­зо­мая ло­шадь­ми в ве­ли­ко­леп­ных по­по­нах, на ко­то­рых сто­ят ис­кус­ствен­ные де­ре­вья, обиль­но уве­шан­ные цве­та­ми и пло­да­ми. На вет­вях их си­дят несколь­ко ма­лень­ких маль­чи­ков, на­ря­жен­ных ан­ге­ла­ми, и ве­се­ло при­вет­ству­ю­щих пе­ни­ем осан­на!».

Впе­ре­ди ца­ря шли столь­ни­ки, а окру­жа­ли его бо­яре, околь­ни­чие и дум­ные дво­ряне. Пат­ри­арх во вре­мя ше­ствия осе­нял на­род кре­стом. За ним шли цер­ков­ные иерар­хи в бо­га­тей­ших об­ла­че­ни­ях. Це­ре­мо­нию за­клю­ча­ли го­сти. Ше­ствие ти­хо при­бли­жа­лось к Спас­ским во­ро­там. В это вре­мя на­чи­нал­ся об­щий звон, как в Крем­ле, так и по всем мно­го­чис­лен­ным мос­ков­ским церк­вам, и про­дол­жал­ся до вступ­ле­ния ца­ря и пат­ри­ар­ха в Успен­ский со­бор. Гу­дел воз­дух над сто­ли­цей, и бла­го­вест раз­но­сил­ся на мно­го верст во­круг!

В 1683 г. «ос­ля» под пат­ри­ар­хом вел один­на­дца­ти­лет­ний Петр Алек­се­е­вич; за­тем, до 1693г. вклю­чи­тель­но, его во­ди­ли оба бра­та-со­пра­ви­те­ля, Петр и Иван, по­сле че­го сви­де­тель­ства о ше­ствии ис­че­за­ют. По­взрослев­ший Петр уни­что­жил это дей­ство, счи­тая его для се­бя уни­зи­тель­ным, а вско­ре упразд­нил и са­мо пат­ри­ар­ше­ство на Ру­си.

Ми­ну­ло три ве­ка, из­ме­ни­лись вза­и­мо­от­но­ше­ния Церк­ви и го­су­дар­ства, и сей­час нет пре­пят­ствий к со­вер­ше­нию кра­соч­но­го «Ше­ствия на ос­ля­ти». Оста­ет­ся лишь от­кры­тым во­прос: кто по­ве­дет ос­ла под пат­ри­ар­хом?

Ю. Ру­бан

 

Информационный отдел Новосильского Благочиния

← Все новости